КАК Я ПОНИМАЮ РПЦ
Давайте еще про церковность РПЦ.
Конечно, я специально употребляю эту аббревиатуру, потому что для многих именно в ней как будто гнездится некое воплощенное и неизлечимое уже никем и никогда зло.
Давайте о частном в ней и об общем. Я не знаю, какой у вас опыт, но у меня за несколько десятилетий моей жизни в РПЦ есть опыт не только человеческого греха, но и человеческой святости. Разве мы не встречали добродетельных священников? А самоотверженных священников? А добрых и рассудительных епископов? А мудрых и образованных ученых, богословов, писателей, преподавателей? А бабушек? Тех самых руганых уже переруганных церковных бабушек? Которые были добры к нам. Которые помогали часто нам даже делать первые наши шаги в Церкви? А вежливых свечниц? Я очень много встречал вежливых свечниц. А вы? А верующих людей? Вы встречали в нашей Церкви верующих людей? Я встречал. Достаточно много.
Я встречал здесь праведников. Я встречал здесь мучеников. Я встречал здесь людей мятущихся, ищущих, сомневающихся, искренних в своем поиске и своих сомнениях и неуверенности. Но все равно продолжающих искать. Я встречал здесь православных по рождению, которые ни дня своей жизни без РПЦ не прожили. Я встречал только пришедших. И потерявших веру. И нашедших здесь веру.
Встречал ли я в РПЦ Христа? Конечно. А иначе что я тут, по вашему, делаю? Я здесь, в РПЦ, только ради Христа. Христос пребывает в этом доме порока неизменно. Его вообще трудно изгнать оттуда, где грязь и боль.
Я здесь только ради Христа. Потому что для всего остального: для тусовки, для общения с интересными людьми, для расслабления и медитаций, для психоаналитических бесед есть в мире достаточно много значительно лучше организованных мест.
Давайте я вам попробую рассказать о своем богословии РПЦ, как я это понимаю.
Халкидонский орос о двух природах Христа. Если мы его, эти привычные нам определения, прочитаем с точки зрения здравого смысла - это вообще не понятно что. О чем они, эти четыре "не" Халкидонского ороса нам говорят? О том, что ничего не понятно. Тайна. Понимаете? Как это? И Бог и Человек одновременно. Неслитно, нераздельно и т.д. Тайна! В христианстве вообще многое тайна. И в лоб не пробивается, голым рацио не берется, не поддается логике и рационализму.
Как это Павел вдруг еще до всякого Халкидона, еще до христологических споров вдруг говорит нам о Церкви как о мистическом (тАинственном) Теле Христовом? Что еще за тело? Тайна. Непостижимо. Церковь - это тело Христово, слышали мы про это миллион раз. Тело, единое Тело, а мы в нем члены. Можно сказать, клеточки. Разные клеточки, собранные в единый организм. И клеточки эти могут быть разные по возрасту, по образованию, по опыту. И по сототоянию здоровья. Бывают здоровые клеточки, бывают больные клеточки. Бывают такие здоровые-прездоровые, что от них даже исцеляются соседние больные-пребольные. А бывают такие больные клеточки, что поражают вокруг все оказавшиеся рядом с ними клетки. Рак.
Это тело. Но тело это не человеческое. А богочеловеческое. Потому что оно - Христово. Как это вдруг? Как это грязное и больное может соединяться с чистым и безгрешным? Тайна. Вот как Халкидонская тайна. Не вемы как. Не знаем. Но истинно собираемся в Тело Христово, и больные и здоровые, и святые и грешные. И все мы вместе - Церковь. И все мы вместе - Христос. Мы - Христос. Представляете? Как? - Тайна.
Говорить, что РПЦ - это организация. Это просто организация и не более того - это... Это арианство. Не в том смысле, что с говорящими так надо поступать, как поступали 1600 лет назад, жечь резать, изгонять. Это заблуждение. Это ошибка. В Ней - Христос. в Ней - Бог. В Ней Дух Святой. Кто смог бы Его оттуда изгнать? Неужели какие-нибудь гомо-епископы или самые потерявшие всякие берега настоятели или самые ворчливые недоброжелательные бабушки или самый совершенно заблудившийся потерявший внутренний духовный компас при вождении Церковного Корабля Патриарх, неужели они могут изгнать Христа? Я в это не верю.
Я верю в Бога - Вседержителя. Я верю в Христа милосердного. Я верю в Церковь как Дом Духа Святаго. Я верю в Церковь как в тАинственную Невесту Христову, не имеющую порока. Я верю в Тело Христово. Я верю в РПЦ как в Тело Христово.
Конечно, очень много ошибок. Конечно, очень много упущенных возможностей. Конечно, очень много греха.
Говорят, в Церкви так было всегда. Когда это в Церкви было лучше? Это не оправдание.
Мы же не будем про насильника говорить:
- А-а, чего это вы зациклились на такой ерунде. Ну изнасиловал он. Насильники были всегда. И всегда кто-нибудь кого-нибудь насиловал.
Русская Православная Церковь поражена грехом. От головы и до кончиков пальцев ног. Но, наверное, мы не должны говорить:
- А-а, это нормально. Потому что так было всегда. А когда было лучше? Так было всегда.
Грех надо назвать грехом. Но и святость святостью.
Церковь разная. Люди в ней разные. И в ней Христос. Поверьте мне, это точно так и есть.